Переход к рыночным отношениям выводит внутрифирменное планирование на новый уровень. Планирование жизненно необходимо любому предприятию, работающему в условиях жесткой конкуренции. В первую очередь внутрифирменное планирование необходимо руководству предприятий для принятия максимально эффективных управленческих решений.
Иными словами, одним из ключевых элементов успешного ведения бизнеса является грамотное планирование. И без составления хорошего бизнес-плана здесь не обойтись.
Бизнес-план – это детально проработанная программа деятельности Вашего предприятия. Бизнес-план в обязательном порядке должен содержать исчерпывающую информацию о компании (оценку ее потребности в ресурсах: материальных, трудовых, земельных, энергетических и др.), сведения о выпускаемых предприятием товарах или услугах, подробную характеристику существующих и предполагаемых рынков сбыта, сведения о маркетинговых мероприятиях, анализ перспектив развития компании и т.п. Поэтому в большинстве случаев бизнес-планы являются строго конфиденциальными документами и предметом коммерческой тайны компании.
В умелых руках планирование становится очень серьезным инструментом для управления предприятием. Посредством грамотного планирования можно заранее выявлять назревающие проблемы, определять «узкие места» и, в конечном итоге, способствовать более эффективному развитию бизнеса. Таким образом, профессионально составленный бизнес-план должен не только описывать основные аспекты деятельности предприятия, но и анализировать риски, с которыми предприятие может столкнуться в перспективе, а также давать рекомендации по минимизации этих рисков. Бизнес-план для привлечения инвестора обязательно должен включать в себя расчет интегральных показателей эффективности проекта, поскольку эти показатели представляют интерес для потенциальных инвесторов.
Конечно, по мере развития бизнеса любой бизнес-план устаревает и требует определенных корректировок. Но это не причина утверждать, что бизнес-планирование вообще не нужно и является лишь пустой тратой времени.
Общая цель создания бизнес-плана – планирование хозяйственной деятельности компании в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Цели создания бизнес-плана условно можно разделить на две группы: внешние цели и внутренние.
Внешние цели – это обоснование потребности компании в привлечении средств и инвестиций; демонстрация заинтересованным лицам потенциала Вашего бизнеса; презентация проекта; привлечение внимания со стороны инвесторов и банка к проекту, убеждение инвесторов в эффективности проекта и в высоком уровне квалификации менеджмента Вашего предприятия. Наиболее часто бизнес-планы составляются для достижения двух внешних целей:
Внутренние цели – это планирование бизнеса или проведение обучения персонала, для понимания руководящими работниками текущей ситуации, в которой находится компания, и уровня конкуренции. Например: