Финансовые организации предпочитают открывать кредитную линию при наличии твердых гарантий возврата денежных средств. К этому их обязывают как интересы бизнеса, так и требования законодательства.
Наилучшими видами обеспечения считаются:
1) движимое и недвижимое имущество;
2) ценные бумаги;
3) финансовые поступления по уже заключенным договорам.
Что делать, если имеется прекрасная идея, способная принести высокий доход, но нет средств на ее реализацию и приемлемого залога, чтобы под него получить требуемую сумму?
Еще Архимед говорил, что если иметь точку опоры, то можно перевернуть Землю. В финансировании ключевым звеном, способным изменить отношение кредиторов к новому проекту, может стать правильно подготовленный бизнес-план. Его основная задача – убедить банк, что кредит будет возвращен вовремя. Типовой формы этого документа не существует, но основные требования большинства финансовых организаций однотипны, а поэтому можно заранее подготовиться и сделать такой бизнес-план, перед которым не устоит самый пессимистично настроенный финансист.
Банкиров, в отличие от инвесторов, больше интересует не уникальность проекта и даже не его эффективность, а уверенность в достоверности данных о будущих продажах, выручка от которых будет служить основой возврата кредитных средств. По этой причине разработчик уникального ноу-хау, не сумевший доказать возможность сбыта своей продукции хотя бы протоколами о намерениях, может легко получить отказ. Разделы бизнес-плана, посвященные маркетингу, и связанный с ними финансовый план изучаются кредитной организацией наиболее тщательно, а потому их грамотное построение – половина успеха.
Что хочет увидеть банк в представленных документах? В первую очередь, четкое понимание того, какая продукция, по какой цене, когда и кем будет приобретена после начала реализации проекта. Идеальный бизнес-план должен иметь железобетонные обоснования планируемых доходов и базироваться на:
– заключенных договорах;
– протоколах о намерениях;
– гарантийных письмах.
Если такой возможности нет, требуется качественное маркетинговое исследование рынка с обязательным учетом возможных рисков и описанием действий заемщика по их устранению. Это снимет множество вопросов специалистов банка и резко повысит шансы на получение заемных средств.