Инвестиционно-консалтинговая группа «Тим Талер»

Почему стремление к максимуму не всегда полезно?

Почему стремление к максимуму не всегда полезно?

Многие стартапы проходят большое количество проверок на наличие уязвимых мест, которые в будущем могут принести много головной боли инвесторам. Одновременно с этим будущим бизнесменам хочется сделать так, чтобы все в их проекте находилось под полным контролем.

Говоря иначе, они стремятся сосредоточить в пределах одного проекта максимальное количество процессов. Однако далеко не каждый из них будет прямо-таки сильно нужен.

Аналогичная ситуация наблюдается и с персоналом. Количество сотрудников зачастую совершенно не оправдано. Там, где большего успеха могла бы добиться небольшая и грамотно подобранная команда, порой трудится разношерстная бригада, в которой работники лишь мешают друг другу тем, что ежедневно разбираются, кто у кого отобрал служебные обязанности.

Наиболее ярко эту ситуацию можно пояснить на простых примерах.

  1. Например, имеется автомобильный парк, представляющий собой самостоятельное структурное подразделение. У него есть собственная АЗС, а техника осуществляет перевозки товара по точкам реализации (магазинам). Подобный расклад подразумевает достаточно серьезные стартовые издержки, грандиозный штат водителей, заправщиков, механиков и прочего обслуживающего персонала. Но если провести ряд простых операций – учесть плановую производительность, создать логистическую карту, оценить вклад каждого сотрудника, то можно увидеть, что есть неплохая возможность сэкономить бюджет и, как следствие, увеличить прибыль. Особенно, если транспортные услуги оказываются исключительно в рамках своей компании.
  2. Еще один пример. Небольшой магазинчик, расположенный среди многоэтажек в спальном районе. По самым скромным прогнозам его финансовые показатели будут отрицательными. Тем не менее зачастую штат укомплектовывается с переизбытком сотрудников – два бухгалтера, собственный юрист, начальник охраны, начальник отдела кадров, товароведы во главе с системным администратором, грузчики и кладовщики, целая когорта охранников. Разумеется, подобного торгового комплекса можно и не создавать. Достаточно поставить на должности ответственных лиц, ликвидировать ненужные рабочие места и положительный результат будет налицо – затраты оптимизированы, окупаемость вырастет.
  3. Третий пример. Имеется завод по производству электронной техники. Грандиозные цеха обеспечивают производственный цикл в полном объеме. Завод имеет собственные региональные офисы и сервисные центры. Очевидно, что смета такого завода будет превышать бюджет некоторых африканских стран. При этом географически завод может быть расположен не удачно – среди бескрайних просторов российских полей и лесов. С одной стороны заводу нужно пространство, с другой – квалифицированный персонал, который вряд согласится переезжать из благоустроенных городов в глубинку. Но ведь работников где-то нужно искать. Вот и принимаются на работу местные жители, которых нужно выращивать как профессионалов довольно длительное время.

Подобных примеров можно привести множество. Здесь во всем повинен максимализм, при котором хочется получить все и сразу, но именно это приводит к совершенно противоположному результату.

Как избавиться от лишнего?

Как избавиться от лишнего?

Существует два способа, которые помогут избежать краха практически любого стартапа:

1) Оптимизировать бизнес-план по всей строгости законов минимализма.
2) Прибегнуть к аутсорсингу.

Именно последний вариант считается наиболее удобным, поскольку он позволяет с минимальными затратами осуществлять успешное продвижение компании в любой нише рынка.

Вот несколько примеров.

  • Компания McDonald's не забивает голову своим менеджерам поиском добропорядочных аграриев, которые выращивали бы специально для нее свиней, кур или коров. McDonald's приобретает уже готовое мясо и все прочие продукты. Также компания не заморачивается с логистикой – у нее давно заключены договора с транспортными компаниями.
  • Мировые корпорации Apple, Google, Asus, Toshiba и другие не производят узлы и детали для своих высокотехнологичных гаджетов – они покупают их у производителей Китая и Тайваня.
  • Немецкий автоконцерн BMW вообще занимается исключительно интерфейсом автомобиля и его радиаторной решеткой, в то время как прочее производство давным давно передано на аутсорсинг.
  • Может для кого-то это секрет, но мебельный гигант IKEA никогда не имел локального производства как самой мебели, так и комплектующих для нее.

Ныне бизнес старается идти по пути оптимизации, поскольку максимализм может привести к существенному снижению прибыли, если не к банкротству. В мире не существует ни одного конгломерата, который объединял бы в себе полный замкнутый цикл производства и имел бы при этом ощутимую прибыль. Именно поэтому начинающим стартапам рекомендуется вовсю пользоваться прелестями аутсорсинга, ведь любой проект может стать успешным только в том случае, если он будет грамотно и правильно оптимизирован.

Первоначальная оптимизация – это концентрация на том, что точно сможет быть сделано. Все остальное необходимо приобретать у других фирм. Это будет быстрее, дешевле и качественней, ибо иные компании уже набили руку на создании качественного материала.

Только после того, как бизнес наладится, можно задумываться о создании дочерних компаний и передачи им тех функций, что ранее распределялись на аутсорсинг.

Поделитесь